Список постов в категории "Программирование"

Скрипт для проверки интернета

#!/bin/sh

# Какие хосты проверяем (через пробел).
hosts="8.8.8.8 ya.ru www.ru"
# Файл, который будет создаваться, если интернета нет.
offline="/tmp/inetoff"

# Функция проверяет с помощью ping доступность хостов. 
# Возвращает 0, если хотя бы один хост доступен.
check_hosts() {
    for host in ${hosts}; do
        # Запускаем ping с 4-мя запросами
        /sbin/ping -c 4 $host > /dev/null 2>&1
        if [ $? -eq 0 ]; then
            return 0;
        fi
    done
    return 1;
}

# Процедура, которая пишет сообщение 
# в /var/log/message с тегом INTERNET.
message() {
    /usr/bin/logger -t INTERNET $1
}

check_hosts

# Хотя бы один хост доступен?
if [ $? -eq 0 ]; then
    # Флаг отсутствия интернета существует?
    if [ -e ${offline} ]; then
        # Значит интернет только что появился.
        message "Network is up"
        # Удаляем флаг отсутствия интернета.
        /bin/rm -f ${offline}
    fi
else
    # Ни один хост не ответил и флага еще нет.
    if [ ! -e ${offline} ]; then
        # Значит интернет только что пропал.
        message "Network is down"
        # Создаем флаг отсутствия интернета.
        /usr/bin/touch ${offline}
    fi
fi

Засовываем вызов скрипта в крон:

# Запускать каждые 5 минут
*/5  *  *  *  *  /path_to_script/lancheck.sh

Теперь в /var/log/message видно, когда интернет появился или пропал.

О библиотеке сжатия zlib

Сегодня я хочу рассказать о замечательной библиотеке zlib.

Мне, как программисту игрушек, раньше приходилось решать проблему быстрой распаковки ресурсов при загрузке игровых уровней. Самое неприятное, что может принести игра пользователю, кроме падения и ошибок, это заставить его долго ожидать загрузки уровня (хотя 10-15 лет назад загрузка одного уровня по 5-10 минут было совершенно нормальным явлением).

Впервые в жизни мне пришлось столкнуться с компрессией данных в игре «Петрович и все, все, все», которую мы делали в Trickster Games для Андрея Бильжо.

Все изображения в игре используют от двух до десяти цветов (а музыка восемь нот, ага). Вот пример:

Петрович и инопланетянин

На этом скриншоте присутствуют: Петрович (два цвета), Инопланетянин aka «логотип Trickster Games» (2 цвета), фон (4 цвета). Каждое изображение может занимать от 256 килобайт до 4-х мегабайт (потому что DDS). Загрузка одного уровня, состоявшего из 50-200 таких изображений, занимала от 10 до 45 секунд. Разумеется, это нас в корне не устраивало.

После мозгового штурма на эту тему было найдено решение — использовать алгоритм RLE. Этот алгоритм позволяет очень эффективно сжимать длинную цепочку одинаковых бит, что наглядно показано в википедии: блок данных «AAAAAAAAAAAAAAABBBBBC» мы записываем вот так «15A5BC». Экономия, как говорится, налицо.

Интерфейс для работы с этим алгоритмом был выбран очень простой. Как оказалось впоследствии, такой интерфейс с мелкими различиями предоставляют практически все библиотеки сжатия без потерь.

/* Сжимает данные из буфера src в dst.
 * src - входной буфер
 * srcSize - размер входного буфера в байтах
 * dst - выходной буфер
 * dstSize - перед вызовом должен быть установлен в размер буфера dst, 
 *     после вызова туда записывается реальное количество сжатых байт
 *
 * Функция возвращает true, если данные были сжаты успешно 
 * (это значит, что уровень сжатия меньше или равен единице)
 */
bool compressRLE( void *dst, int *dstSize, const void *src, int srcSize);

/* Расжимает данные из буфера src в dst.
 * src - входной буфер
 * srcSize - размер входного буфера в байтах
 * dst - выходной буфер
 * dstSize - перед вызовом должен быть установлен в размер буфера dst, 
 *     после вызова туда записывается реальное количество распакованных байт
 *
 * Функция возвращает true, если данные были расжаты успешно 
 */
bool uncompressRLE( void *dst, int *dstSize, const void *src, int dstSize);

Разумеется, я не могу показать нашу реализацию алгоритма без разрешения начальства, но, думаю, вы справитесь сами. Коэффициент сжатия на наших данных составлял где-то 0.01 процента (то есть тысяча байт сжимались в десять).

..И тут мы плавно переходим к zlib.

Библиотека zlib используется практически везде, где есть CPU: мобильные телефоны, компьютеры, микроволновки, современные автомобили, телевизоры — список можно продолжать бесконечно. Кто знает, может она сейчас трудится на Марсе внутри ровера Curiosity, сжимая, передаваемые на Землю, данные.

Библиотека может сжимать блок данных или поток. Рассмотрим вкратце сжатие блока данных. Описание метода вот такое:

// Сжимает данные методом deflate из буфера src в dst
// dest - выходной буфер
// destLen - размер выходного буфера (после удачного сжатия 
//     сюда сохраняется размер сжатых данных)
// source - входной буфер
// sourceLen - размер входного буфера
// Возвращает Z_OK в случае удачи, записывает размер сжатых данных в destLen
ZEXTERN int ZEXPORT compress OF((Bytef *dest,   uLongf *destLen,
                                 const Bytef *source, uLong sourceLen));

Пример вызова этой функции. Он ничего полезного не делает, просто для наглядности.

#include <zlib.h>
#include <memory.h>
#include <stdio.h>

#define SRC_SIZE 512
#define DST_SIZE 512

int main()
{
    // Входной буфер размером SRC_SIZE
    unsigned char source[SRC_SIZE];
    // Тут мы будем хранить размер входного буфера 
    // (переменная просто для наглядности)
    const unsigned long sourceLen = SRC_SIZE;
    // Выходной буфер
    unsigned char dest[DST_SIZE];
    // Размер выходного буфера
    unsigned long destLen = DST_SIZE;

    // Будем сжимать буфер забитый нулями
    memset(source, 0, SRC_SIZE * sizeof(source[0]));

    if (Z_OK == compress(dest, &destLen, source, sourceLen))
    {
        // Все успешно
        printf("Compress ratio: %.2f\n", destLen/(float) sourceLen);
    }
    else
    {
        // Тут можете разобрать код ошибки и вывести более подробную информацию
        printf("Compress failed\n");
    }

    return 0;
}

Пример сжатия потока данных вы можете посмотреть в маленькой утилитке zpipe.

Есть вопросы? Спрашивайте, не стесняйтесь.

P.S. Если вы дочитали досюда, рекомендую изучить libdeflate.

Формат файлов в папке .git/objects

- А не запилить ли мне свой .git с преферансом и блудницами, — подумал я. И запилил! По крайней мере, малюсенькую часть, а именно папку .git/objects. Формат хранения обычных файлов простой — берем sha1 от данных этого файла, создаем папку из первых двух символов этого хеша, а внутрь заливаем пакованные данные с именем оставшегося хеша.

Вот такой скрипт получился на питоне. Зачем делал — не спрашивайте, не знаю. :)

import os
import hashlib
import zlib

# Какие папки сканируем
directories = ( "D:\\resources", )
# Какие файлы учитываем
extensions = ( '.png', '.wav', '.jpg', '.dds' )

# Количество повторов
numDuplicates = 0
# Общее количество обработанных файлов
numFiles = 0

for directory in directories:
    for root, dirs, files in os.walk(directory):
        for filename in files:
            basename, ext = os.path.splitext(filename)
            full = os.path.join(root, filename)
            # Пропустим неизвестный файл
            if ext not in extensions:
                print 'Skip %s' % full
                continue

            # Понеслась!
            print 'Processing %s' % full,

            # Возьмем хеш от содержимого файлов
            data = open(full, 'rb').read()
            hash = hashlib.sha1(data).hexdigest()
            print '.. done'

            # Название папки - первые два символа от хеша
            prefix = hash[:2]
            # Название файла - остальные символы хеша
            postfix = hash[2:]

            # Создадим подпапку в папочке objects
            dirname = os.path.join('objects', prefix)
            if not os.path.isdir(dirname):
                os.makedirs(dirname)

            # Выходной файл с данными
            filename = os.path.join(dirname, postfix)
            if not os.path.isfile(filename):
                # Пишем данные, предварительно запаковав их с помощью zlib
                open(filename, 'wb').write(zlib.compress(data))
            else:
                # Такой файл уже есть, найден дубликат, куда смотрел дизайнер?!
                numDuplicates += 1
            numFiles += 1

# Краткий отчет
print 'Total: %d, duplicates: %d' % (numFiles, numDuplicates)

Чехарда с Layout при работе с камерой в Android

Официальный метод работы с камерой в Android такой:

  1. создать камеру и задать ей правильные параметры
  2. задать ей SurfaceView
  3. зарегистрировать callback
  4. принять кадр
  5. ???
  6. PROFIT!!!

Те, кто шаг номер два пропускает — ССЗБ.

Остальным рекомендую обратить внимание на метод SurfaceView::setZOrderMediaOverlay. Правильное его использование предотвращает чехарду с Z-сортировкой слоев после pause/resume. В противном случае SurfaceView камеры будет постоянно то вылезать на передний план, то прятаться за задником сцены.

Тестовые задания для программистов. Издание исправленное и дополненное

Я просто оставлю это здесь.

[user@domain ~]# cc -Wall -Werror -pedantic Binary.c
BinaryPrint.c:6:5: error: C++ style comments are not allowed in ISO C90
BinaryPrint.c:6:5: error: (this will be reported only once per input file)
cc1: warnings being treated as errors
BinaryPrint.c: In function 'BinaryPrint':
BinaryPrint.c:13: warning: ISO C90 forbids mixed declarations and code

diff -r afee20b80dff BinaryPrint.c
--- a/BinaryPrint.c     Tue Feb 22 09:11:12 2011 +0300
+++ b/BinaryPrint.c     Tue Nov 15 18:51:10 2011 +0300
@@ -3,31 +3,31 @@

 void BinaryPrint( long n )
 {
-    // Частный случай - n равно нулю
+    unsigned long mask = 1 << (sizeof(n) * 8 - 1);
+
+    /* Пропускаем бесполезные нули слева */
+    int skipZero = 1;
+
+    /* Частный случай - n равно нулю */
     if (n == 0)
     {
         printf("0\n");
         return;
     }

-    unsigned long mask = 1 << (sizeof(n) * 8 - 1);
-
-    // Пропускаем бесполезные нули слева
-    int skipZero = 1;
-
     while (mask)
     {
-        // Определим текущий бит
+        /* Определим текущий бит */
         unsigned char c = (n & mask) ? 1 : 0;

-        // Отключим пропуск нулей в дальнейшем
+        /* Отключим пропуск нулей в дальнейшем */
         if (skipZero && c)
             skipZero = 0;

         if (!skipZero)
             printf("%d", c);

-        // Сдвинем маску на один бит вправо
+        /* Сдвинем маску на один бит вправо */
         mask >>= 1;
     }
     printf("\n");
[user@domain ~]# cc -Wall -Werror -pedantic RemoveDups.c
RemoveDups.c:8:5: error: C++ style comments are not allowed in ISO C90
RemoveDups.c:8:5: error: (this will be reported only once per input file)
cc1: warnings being treated as errors
RemoveDups.c: In function 'RemoveDups':
RemoveDups.c:16: warning: value computed is not used
RemoveDups.c:22: warning: value computed is not used
RemoveDups.c:24: warning: value computed is not used
diff -r afee20b80dff RemoveDups.c
--- a/RemoveDups.c      Tue Feb 22 09:11:12 2011 +0300
+++ b/RemoveDups.c      Tue Nov 15 18:56:00 2011 +0300
@@ -5,25 +5,25 @@
     const char * src = pStr;
     char * dst = pStr;

-    // Пока не дойдем до конца строки
+    /* Пока не дойдем до конца строки */
     while (*src)
     {
-        // Записываем в pStr текущий символ, если указатели разные
+        /* Записываем в pStr текущий символ, если указатели разные */
         if (dst != src)
             *dst = *src;

-        // Сдвигаем dst вправо
-        *dst++;
+        /* Сдвигаем dst вправо */
+        dst++;

-        // Пока не конец строки и следующий символ такой же
+        /* Пока не конец строки и следующий символ такой же */
         while ((*src + 1) && *(src + 1) == *src)
         {
-            // Сдвигаем указатель src вправо
-            *src++;
+            /* Сдвигаем указатель src вправо */
+            src++;
         }
-        *src++;
+        src++;
     }
-    // Запишем ноль в конец строки
+    /* Запишем ноль в конец строки */
     *dst = 0;
 }

Читайте также: «Вопросы программисту на собеседовании с ответами».

Личный блог Евгения Жирнова